Новости финансов

Артемьев — РБК: «Биржа — это зеркало. Иногда кому-то хочется его разбить»

Поделиться:
Глава СПбМТСБ Игорь Артемьев в первом после назначения интервью рассказал РБК о стратегии биржи, ситуации с ценами бензина на фоне атак дронов на НПЗ и планах расширить список торгов вплоть до рыбы, масла и услуг
Игорь Артемьев (Фото: Андрей Любимов / РБК)

«Когда мир стал разорванным, роль спотовых бирж возросла»

— В 2023 году истекла предыдущая версия стратегии развития СПбМТСБ. Предполагается, что сейчас уже должна быть готова новая стратегия на последующий период. Разработан ли этот документ, на какой период распространяется его действие и какие его основные положения?

— Стратегия уже разработана на срок пять лет. Правление рассмотрит ее через неделю, после чего направит совету директоров на утверждение, а совет директоров вынесет решение к концу мая. Стратегия состоит из двух частей, условно «как мы шли, и куда пришли» и «куда нам идти дальше».

Мы впервые сделали стратегию не только для биржи, но для всего холдинга — это и СПбМТСБ, и клиринговая организация, и электронная торговая площадка «ТЭК-Торг». Там есть и небиржевые задачи, и их довольно много.

В мире много фьючерсных бирж, а спотовых осталось очень мало. На фьючерсных площадках вам дают бумажку, но сейчас, когда мир стал разорванным, эту бумажку уже трудно бывает использовать. В этом смысле роль спотовых бирж возросла, мы, без всякого сомнения, одна из самых крупных спотовых бирж мира.

Спотовые биржи специализируются на сделках, которые совершаются здесь и сейчас, расчеты по ним происходят в момент заключения, а поставка товара в течение нескольких дней. Фьючерсные же биржи торгуют срочными контрактами — они заключаются в текущий момент времени, а исполняются через определенный интервал времени, например через несколько месяцев.

Параллельно с нами спотовые биржи развивались и в дружественных странах — это бывшие республики Советского Союза, Турция, Иран, Индонезия и, конечно, Китай. Однако каких-либо серьезных соглашений с этими площадками у нас нет. Сегодня у России есть историческая возможность стать одним из лидеров спотового рынка, приглашая их к сотрудничеству. Концепция взаимодействия с ними должна обсуждаться на уровне правительства и администрации президента. Это могут быть различные варианты: двустороннее межбиржевое взаимодействие, создание совместной клиентской базы, дочерних юрлиц или покупка долей в дочерних юрлицах. Я сейчас говорю в целом про дружественные России страны, как ближние, так и дальние. Но начать формирование такого партнерства нужно со стран ЕАЭС.

Срочный рынок также является одним из векторов новой стратегии. Первый шаг в этом направлении уже сделан — ФАС и Минэнерго дали возможность доминирующим на рынке нефтяным компаниям на добровольной основе продавать 1% реализуемых на бирже нефтепродуктов в виде поставочных фьючерсных контрактов. Как только срочный рынок нефтепродуктов будет достаточно развит, это всегда будет приводить к снижению ажиотажного спроса. Потому что если ты видишь заявку на 6 месяцев или на год, то понимаешь, что заранее можешь по поставочному фьючерсу купить нужный объем. Это стабильность.